Всё о танцах

ИСТОРИЯ ТАНЦА НЕ КОРОЧЕ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

images11Брейк-данс - это один из самых современных, динамичных и экстремальных стилей.Молодой, бунтарский дух улицы воплотился в головокружительных вращениях, умопомрачительных акробатических трюках и стильном «апроке». Брейк захватывает дух и владеет умами огромной части молодежи во всем мире. Ни в одном танце нет стольких акробатических элементов, как в брейк-дансе. 

Брейк-данс кажется настолько отличным от всех других видов танца, что первое, что люди спрашивают, когда видят это: "Где эти ребята так научились танцевать?" Многим людям этот танец кажется вышедшим из ниоткуда. Но подобно всему остальному, брейк-данс появился из чего-то и из-за кого-то. 
 
Что такое брейкданс и откуда он взялся?
Для начала хотелось бы обратиться к происхождению слова брейкданс, а еще важнее к его написанию и произношению. Слово брейкданс происходит от двух английских «break» - ломать, разрушать и «dance» - танец. То есть дословно, это можно перевести, как «ломанный танец». Что касается написания и произношения слова брейкданс, то тут сможет разобраться только настоящий лингвистом. Со своей точки зрения могу лишь утверждать следующее. Слово брейкданс может писаться, как слитно (breakdance), так и через дефис (break-dance). Это не будет считаться ошибкой, так как в английском языке существует множество подобных словосочетаний, которые пишутся по-разному, но все равно считаются правильными (например слово weekend и week-end). Слово брейкданс также произносят по-разному: брейкдАнс и брейкдЭнс. В данном случае противоречия лежат в произношении двух языков: американского английского и британского английского. Англичане произносят слово «dance», как «дАнс». Американцы же напротив – «дЭнс». И здесь конечно же решать вам. Просто правильнее было бы называть брейкдэнс, так как сам танец все-таки берет начало в Соединенных Штатах. Но в любом случае я думаю будет легко понять о чем идет речь.
Считается, что танец брейкданс был, так сказать, придуман в 70х годах в США. Легенда гласит следующее. Американские банды из бедных кварталов однажды решили не выяснять отношения с помощью оружия, а делать это более дружелюбно, с помощью танца. Они собирались в определенном месте, ставились друг на против друга и каждый по очереди выходил и показывал на что способен. В итоге тот, кто лучше танцевал, тот и побеждал. Никакого оружия. Все очень мирно. Здесь же часто упоминают James’а Brown’a, известного в мире певца, короля soul-музыки. Принято считать, что он тоже внес не малый вклад в развитие танца. James Brown называл танец «good foot», в его репертуаре даже существует одноименная песня (Dance on the good foot).
Брейкданс - танец преимущественно мужской, но находятся и представительницы прекрасной половины человечества, готовые блеснуть своей силой и ловкостью на танц-поле. Увы, результаты такого блеска довольно часто бывают плачевны. По-моему, вся проблема в том, что девушки не воспринимают брейкданс цельно, то есть как совокупность нескольких стилей: power moves, style, uprock. Некоторые девушки начинают заниматься брейкдансом для того, чтобы научиться делать элементы пауэрмува так же чисто и быстро, как парни. Однако в силу физических данных процесс обучения элементам у девушек идет гораздо медленней. Бывает, девушки бросаются в другую крайность, отдавая предпочтение более танцевальным направлениям брейка, то есть локингу и электрик-буги. При неправильном понимании этих стилей, что бывает очень часто, из би-герлс получается отличная подтанцовка для звёзд эстрады, но брейкдансом это назвать можно с трудом.
 
Этимология названия.
Пионеры танца никогда не использовали для его обозначения термин «брейкдансинг». Это слово появилось в восьмидесятых годах, когда танец превратился в феномен средств массовой информации. David Toop (1991) описывает брейкдансинг как адаптацию брейка - танца, популярного до того, как его заместил фрик, рожденный композицией Chic «Le Freak» в 1978 году, но вновь развившегося благодаря деятельности Crazy Legs, Frosty Freeze и Rock Steady Crew. Также он отмечает, что «слово брейк или брейкинг – это музыкальный и танцевальный термин, у которого древнее прошлое. Некоторые старые мелодии, например, «Buck Dancer's Lament», содержали двухтактовую музыкальную паузу в каждых восьми тактах – своего рода перерыв, вставляемый для того, чтобы танцоры имели возможность продемонстрировать серию импровизированных танцевальных степов».

Однако в документальном фильме «The Freshest Kids» пионер хип-хопа Kool Herc утверждает, что название «брейкинг» произошло от сленгового термина «брейк», означающего, что у кого-то «съезжает крыша» - как у тех танцоров, которых заводит драйвовый ритм.
Термин «би-бой» придумал в 1969 году в Нью-Йорке DJ Kool Herc. Когда Kool Herc диджеил, то выкрикивал фразу «b-boys go down!», после которой брейкеры начинали танцевать. В этом же году James Brown записал песню «Get on the Good Foot», которая склоняла танцоров к энергичному акробатическому танцеванию, и активизировался легендарный Afrika Bambaataa, продвигавший слово о новой культуре в массы. Многие олдскульные брейкеры предпочитают, чтобы их называли би-боями. «Би-бой» был первоначальным термином, которым тусовка обозначала танцора городского стиля, термин «брейкдансер» же использовался в основном средствами массовой информации. «Би» в слове «би-бой» не является каким-то конкретным словом и скорее всего обозначает либо «буги», либо «Бронкс», либо «брейк». В наши дни танцовщиц брейкинга называют «би-гел». 
Скорее всего, «би» в слове «би-боинг» не является сокращением «бугалу». Стиль бугалу развивался на Западном Побережье и имеет отношение к танцевальной сцене фанка, а не к би-боингу и хип-хопу, несмотря на то, что эти две культуры в конечном итоге перемешались. Фанк стайлинг, или поппинг, является совершенно другим танцем с корнями в Калифорнии и принадлежит фанковой сцене.
 
Брейк-данс в России.
Что касается России, то к нам брейкданс пришел немного позднее. Точнее говоря в 80х годах. Можно задаться вопросом – как до нас мог найти такой танец в те времена? Ответ найти трудно, но все же есть некоторые гипотезы. В те времена дети видных партийных деятелей выезжали со своими родителями за границу и оттуда привозили всяческие новомодные течения. В число этих течений и попал новый танец брейк-данс. Его переняли первые люди, многие из которых сейчас уже не танцуют. Среди тех, кто первый начала танцевать брейкданс в России, были члены московской команды Da Boogie Crew. Упоминая развитие брейкданса в нашей стране, нельзя не упомянуть по этих выдающихся личностей. Они подняли танец из подполья, из так называемого андерграунда, в массы. Благодаря им множество людей увидели что же такое брейкданс и многие даже захотели научиться.
В конце 90-х брейк очень популярен, его танцуют, его демонстрируют, он нравиться. Jam Style and Da Boogie Crew сняли клип на свою песню «Вы хотели party?» в которой участники команды танцуют брейкданс. Вот тогда то широкая российская общественность и узнала о существовании странного танца, в котором за основу взяты различного рода «кручения-верчения на полу».
С уверенностью можно сказать, что сегодня скорость его развития в сотни раз быстрее, чем скажем 10 лет назад. Сейчас же ситуация поменялась коренным образом, появилось масса новых брейк-данс коллективов, таких как Good Foot, Urban Action Crew, Big Street Brothers Crew, Jet Force Crew, Lemon Crew, MCJ Crew, Moscow-city breakers и другие. Сейчас стало много би-бой школ, а, следовательно, и би-боев одиночек, о них, как правило, никто не знает, так как они не выдерживают конкуренции с командами. Достаточно часто стали устраиваться дружественные встречи би-боев (джемы), все свои проблемы би-бои решают с помощь брейкерских поединков(battle). В настоящий момент, можно встретить би-боев на любом Хип-Хоп фестивале, почти в любом клубе, а летом просто на улице.
В данный момент в российском брейкданс уже есть достижения. Питерская команда Топ 9 заняла в 2003 году на чемпионате мира по брейкдансу почетное 4 место. Открывается все больше школ, создаются новые команды, проводятся различные фестивали, выпускаются фильмы, снимаются клипы. Последние несколько лет были особенно богаты на чемпионаты и фестивали различного масштаба.
Брейкданс и хип-хоп.
Первоначально культура би-боевского поколения состояла из классического би-боинга, электрик бугалу, поппинга, «локинга», апрокинга, эмсиинга, битбоксинга, диджеинга и граффити. Некоторые из этих форм самовыражения существовали независимо друг от друга до 1974 года, когда Afrika Bambaattaa окрестил их всех термином «хип-хоп». Хип-хоп объединил разрозненные элементы молодежной культуры. Апрок же развивался в конце 60-х годов, до того, как все эти танцы (би-боинг, электрик бугалу, поппинг, локинг, апрокинг) получили общее название.
Считается, что если бы в конце 60-х не было апрокеров, то не появилось бы и брейкеров (слово, которым СМИ окрестили би-боев). Сегодня брейкданс снова появляется на улицах и в клубах Нью-Йорка, как это было в начале 80-х. В самом начале развития этого стиля тремя его основными элементами были джерки, берны и фристайл, заимствованные у апрока (они и сейчас используются в би-боинге). Модифицированный апрок брейкданса называется топроком. Многое в апроке напоминает би-боевский «даунрокинг». «Апрокинг-даунрокинг» в конечном итоге превратился в би-боинг, который Бронкс поднял на следующий уровень, разнообразив вращениями (спинами).
 
Танец.
В своем первоначальном виде брейкдансинг имел три отличные друг от друга формы: брейкинг, дансинг и поппинг. Брейкинг зачастую ассоциируется с поппингом, который, однако, отличается от него и является элементом фанковых стилей, разввшихся независимо от брейкинга в Калифорнии в последней четверти двадцатого века. Сейчас каждое телодвижение в танце относится к тому или иному стилю, технике или жанру брейкинга. Другие стили танца, имеющие связь с брейкингом – это апрок, локинг, таттинг, бугалу и ликвидинг. Однако все эти стили – не то же самое, что брейкдансинг, хотя их часто объединяют друг с другом. 
Брейкдансинг – слишком молодое явление, чтобы считать его народным танцем. Кроме того, уличные танцы являются живой и развивающейся формой искусства, а народные танцы в существенной мере ограничиваются традициями. В начале своего существования брейкдансинг был социальным танцем, но в последние годы благодаря средствам массовой информации превратился в танец исполнительный.
Брейкдансеры часто называют любое танцевание, происходящее на поверхности, «даунроком», в противоположность «апроку» или «топроку». Танцоры обычно начинают выступление с топрока и затем спускаются на нижний уровень, исполняя «6-степ» или другую комбинацию перехода. После этого они могут исполнить комбинации пауэрмувов (пауэрмув – атлетическое движение, выполняемое за счет силы, например, прыжки или вращения тела на руках). Завершив демонстрацию техник, брейкдансер обычно заканчивает танец «фризом», застывая в причудливом положении. Быть успешным брейкдансером означает обладать стайлом. Би-бои постоянно ведут споры о том, у кого «больше» стайла (стиля). Поскольку брейкингу может научиться любой человек, танцоры должны отличаться друг от друга: в этом им и помогает стайл. При его помощи брейкдансер может повергнуть своего соперника на баттле и таким образом одержать победу.
Бэттлы.
Битвы в брейкдансинге происходят повсеместно. Бэттлом называется состязание, в ходе которого танцоры сражаются на танцполе, не касаясь друг друга. Они образуют круг и демонстрируют свое превосходство при помощи стиля, сложных комбинаций и атлетических движений. Обычно бэттлы проводятся между двумя соперничающими командами. Среди самых известных команд брейкеров Zulu Nation, Rock Steady Crew (RSC), Style Elements, Furious Styles Crew, Dynamic Rockers, Problems Kru, Ichigeki, Repstyles, Team OHH, Fireworks, Havikoro, The Furious Five и Airforce Crew.
Сегодня самые серьезные бэттлы обычно проводятся в рамках спланированных брейкдансинг-мероприятий и являются этапами соревнования в определенном стиле за денежные призы. Часто бэттлы организуются на коммерческой основе: командам платят, чтобы они выступали. Нередко на мероприятиях происходят спонтанные бэттлы.
Крупнейшее ежегодное соревнование – Battle of the Year (BOTY). Оно проводится в Германии с 1990 года и собирает команды со всего мира. Несмотря на свое название (Битва Года), BOTY основана на хореографических выступлениях. После того, как судьи их оценивают, финалисты состязаются за право называться чемпионами мира в последнем бэттле. Определяются также второе, третье и четвертое места. В последние годы в BOTY побеждали Франция, Корея, Германия и Венгрия. Хотя США занимали первые места в прошлом, сейчас почетные места достаются им нечасто. Это объясняется тем, что соревнования в США почти всегда представляют собой бэттлы, в других же странах объектом оценки являются отрепетированные постановки.
Линия Апача.
Танец исполняется по линии, которая называется «линией Апача»; для того, чтобы состоялся бэттл или был исполнен номер, необходимо присутствие противника или другого члена команды. Линия Апача позволяет двум противоборствующим танцорам или командам стать лицом друг к другу и исполнять берны друг перед другом (в брейкдансе же бэттл происходит в кругу). Каждый апрокер должен придерживаться своей линии, если он не выступает против другого танцора или если противник не сдастся. Однако команды могут менять своих участников, чтобы сохранить динамизм бэттла.
Когда новый апрокер проходит посвящение, формируется линия Апача. Новичок должен сразиться с каждым участником линии. Новый рокер должен пробиться к центру линии и, используя весь свой арсенал джерков, бернов и фристайла, не ударить в грязь лицом перед будущими товарищами.
 
Брейкинг делится на нижний и верхний. 
В брейкдансе существует несколько направлений, но самый главный критерий, по которому делится танец это верх и низ. Верхним брейкдансом называют танец, который по большому счету не включает в себя силовых элементов. Верхний брейк требует хорошей пластики. Говоря о верхах чаще всего можно услышать такие слова и словосочетания, как pop locking (танцульки как на дискотеке), electric boogie (танец с жесткой фиксацией рук, робот), kingtut (все ваши конечности должны находится под углом 90 градусов, т.е. рука сгибается в локте, образуя угол в 90 грудсов; нога сгибается в колене, также образуя угол в 90 градусов) и пр.
Нижний брейк-данс грубо делится на powermoves (силовые элементы, те самые вращения) и style (также называется footwork; различные замуты ногами в присядку). К нижнему можно отнести популярный в последнее время стиль powertrix (включает в себя немного стайла с различными силовыми трюками).
Верха и стайл требуют огромной оригинальности от танцора. Нужно постоянно придумывать свои движения, иначе придется повторяться. Оригинальность приходит со временем, поэтому не стоит ожидать ее в самом начале своей карьеры. Powermoves, к примеру, не требуют от танцора большой индивидуальности. Здесь есть набор элементов (начиная от самых простых и заканчивая очень и очень сложными), которые всем известны и которые вы можете потихоньку учить. Но учить придется очень долго, т.к. каждый трюк требует хорошей физической подготовки и большого количества времени. В брейкдансе жизненно необходимо слышать и чувствовать музыку, иначе ничего не выйдет Botton, нижний брейкинг требует не только навыков, но и хорошей физическо-акрабатической подготовки. Включает сложные акробатические элементы: вращение на голове, прыжки на руках со сменой опоры, обороты на руках или на одной руке на 360, 720 и более градусов, вращение ног вокруг своего тела с опорой на руки и т.д.
 
Его составными частями являются: top или up rock (означают перемещение с ноги на ногу, перед тем как зайти на нижний элемент), footwork (так называемые забеги), spining moves или power moves (крученые элементы и связки между ними) и, наконец freeze (фиксация положения тела при выполнении определённого элемента). 
В отличие от нижнего брейкинга, top, верхний брейк требует больше пластичности и умения танцевать, например, waving имитирует волны, проходящие по всему телу и его отдельным частям, а в таком стиле как king tut между телом и руками, плечом и предплечьем, предплечьем и запястьем дозволены только прямые углы. Физические нагрузки в верхнем брейкинге, гораздо ниже. 
Верхний брейк включает в себя Electrik Boogie (имитация робота и.т.д.) и Pop Loking (ближе к классическому дискотечному танцу, но с резкими, оригинальными фиксациями, рук, ног, всего туловища). Верха - очень красивый, динамичный, индивидуальный стиль. Изощренный в своих формах, он живет и по сей день, привлекая зрителей необычностью и зажигательностью.