Всё о танцах

ИСТОРИЯ ТАНЦА НЕ КОРОЧЕ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

images3История самого R&B довольно коротка. Танец R&B начал формироваться еще в конце 30-х годов, как следствие урбанизации жизни "деревенских" американских негров и концентрации их в гетто – специальных районах больших промышленных городов, где обособленно проживают представители различных этнических групп: негры, мулаты, метисы, пуэрториканцы, евреи, итальянцы, китайцы.

Одним из факторов рождения танца R&B в негритянских гетто послужила миграция исполнителей кантри-блюза (деревенского блюза) с Юга на Север США, из сельской местности в большие города, с ферм и плантаций на заводы и фабрики.

История самого R&B довольно коротка. Танец R&B начал формироваться еще в конце 30-х годов, как следствие урбанизации жизни "деревенских" американских негров и концентрации их в гетто – специальных районах больших промышленных городов, где обособленно проживают представители различных этнических групп: негры, мулаты, метисы, пуэрториканцы, евреи, итальянцы, китайцы.

Танец R&B перекочевывает с сельских пикников, где он чаще всего звучал, в шумные бары, клубы и дансинги. Например, в Лос-Анджелес переселились такие известные блюзмены, как Ти-Боун Уокер из Техаса и Би Би Кинг из Мемфиса; в Нью-Йорк - Луис Джорден из Арканзаса и Джо Тернер из Канзас-Сити; из дельты Миссисипи в Чикаго - Мадди Уотерс, Элмор Джеймс и Хаулин Вулф.

Что же привлекло мастеров кантри-блюза в большие города?

Дело в том, что к 30-м годам в США изменилась ситуация с развлекательной популярной музыкой. После того, как в быт простых людей вошел электрофон, т.е. электропроигрыватель, заменивший примитивный механический патефон, все более широкое распространение стали получать грампластинки. Это послужило причиной почти полного вытеснения такого способа развлечений как домашнее музицирование.

Параллельно с этим, во всех закусочных, барах и даже аптеках появились так называемые джук-боксы (Juke Box) - пластиночные автоматы. Естественно, значительно расширилась индустрия производства пластинок, как для домашних электропроигрывателей, так и для джук-боксов.

Надо напомнить о специфике жизни в США, где представители разных национальностей – негры, евреи, армяне, китайцы и многие другие – проживают обособленно, в отдельных кварталах, иногда называемых гетто.
В истории R&B нас интересует жизнь негритянских гетто больших городов. Их обитатели не только жили, но и развлекались обособленно от белых.

Для удовлетворения культурных потребностей цветного населения стали образовываться негритянские звукозаписывающие студии и радиостанции, производящие и пропагандирующие только негритянскую музыку. Пластинки такого рода получили название рейс-рекордс или сепия-рекордс. Таким образом, потребность в черных исполнителях заметно возросла, что и послужило одной из главных причин их миграции, переселения из сельской местности и маленьких городков в развитые города с большим количеством клубов, баров и разных забегаловок, а также звукозаписывающих студий и радиостанций.


Кстати, внедрение R&B в новую профессиональную среду один раз уже наблюдалось - в начале века, когда формировался джаз. Тогда-то и возник так называемый классический блюз, представленный такими исполнителями, как Бесси Смит, Ида Кокс или Ма Рэйни, и джазовый блюз - в лице Луи Армстронга или Билли Холидэй.
Однако, процесс приспособления "деревенского" кантри-блюза (Country Blues) к городской культуре в 30-е годы пошел по другому пути, поскольку этот процесс был связан с появлением новой электрифицированной техники, и имел он совершенно иные последствия. Электрификация и внедрение новой техники изменили не только способ прослушивания пластинок, но практически способствовали появлению нового вида блюза.
Приблизительно в 1939 году распространились электрогитары, электроорганы, а несколько позднее – бас-гитары.

Ударные инструменты и голос певца стали усиливаться с помощью микрофона. Тем самым, оркестр из четырех человек обрел возможность играть громче и мощнее, чем традиционный биг-бэнд из восемнадцати исполнителей. Электрифицированные ансамбли нового блюзового направления, получившие название "ритм-энд-блюз", начали вытеснять из дансингов, клубов и прочих мест развлечения негров большие джазовые и танцевальные оркестры, которые оказались экономически невыгодными, немодными и поэтому теряли поклонников.

Сам термин "Rhythm and Blues" появился лишь в июне 1949 года в журнале "Billboard", когда назрела явная необходимость обозначения давно сформировавшегося нового явления.

Со временем в R&B стала исчезать одна из основных блюзовых черт - грустное, жалостливое к себе, к своей судьбе нытье, пассивное и безнадежное. Все больше появлялось обозленности и агрессивности, как следствие жесткости и громкости аккомпанемента.

В R&B главную роль обрел фактор группы исполнителей: именно группа стала определять свой стиль и саунд, солист же сделался лишь ее частью. Изменился и упростился характер текстов. R&B по всем параметрам превратился в разновидность коммерческой музыки, ориентированной на рынок сбыта.

Главной задачей R&B стало незатейливое развлечение, снятие напряжения после тяжелой работы у жителей негритянских гетто в больших американских городах.
Одной из важных отличительных особенностей R&B является и его ритмическая основа. Предже всего это касается акцентов. Исполнители R&B ввели ударения на слабые доли такта.

Если раньше все прихлопывания и притопывания в танцевальной и развлекательной музыке приходились более естественно на начало такта - на первую и третью (сильные) четверти, то в R&B акцент, подчеркиваемый ударными, гитарой и другими средствами, стал приходиться на вторую и четвертую (слабые) четверти.
Это предопределило и характер танца под такую музыку, когда танцующие делают основные движения как бы "поперек" ритма, то есть на слабые доли такта. Позднее это стало ритмической основой рок-н-ролльных танцев, и всех видов рок-музыки, базирующихся на R&B.

Если рассматривать более мелкую ритмическую структуру, от которой зависит сам "драйв", то в R&B она двояка. С одной стороны, мы можем встретить здесь образцы, исполнявшиеся в триольном, свинговом ритме, унаследованном от джазовых биг-бэндов. В этом случае каждые две восьмые ноты исполняются не так, как написано в партитуре - как равные по длительности, а "с оттяжкой" - когда первая нота несколко затягивается, а вторая берется в последний момент и получается короче. Такой прием и называют "свингом" (от слова "swing - качать, раскачивать).

В музыке, исполняемой "со свингом", внутренней ритмической основой служит триоль, и поэтому в такте на 4/4 получается не восемь восьмых, а неявных двенадцать. Такое исполнение придает музыке ощущение качания.

Среди профессиональных музыкантов, не важно – с академическим образованием, или самоучек, нередко встречаются люди, абсолютно лишенные чувства свинга, и потому неспособные играть настоящий джаз и рок-н-ролл. И наоборот – все фанатики такой музыки – это люди, которым не дает покоя состояние постоянного свинга в душе.

С другой стороны, можно встретить R&B-пьесы, где восьмые исполняются ровно, а музыка приобретает более моторный, механический характер. Именно такая манера, на "восемь восьмых", легла в основу танца под названием "твист", потеснившего в 1959 году рок-н-ролл.

Огромное влияние на R&B оказала музыка стиля "буги-вуги" (Boogie-Woogie). Отсюда пришли многие ритмические паттерны, монотонность, принцип повторяемости рисунков. Наиболее характерные из этих рисунков были впоследствие заимствованы музыкантами R&B в построении партий бас-гитары, а также в гитарном аккомпанементе музыкантам.

Позднее все это перешло и в рок-н-ролл.
Влияние буги-вуги объясняется тем, что в 40-е годы произошло неожиданное возрождение этого стиля. Особенно в ньюйоркском Гарлеме и Чикаго, в лице таких пианистов, как Мид Лакс Льюис, Альберт Эммонс или Пит Джонсон.

Само слово "буги" нередко употреблялось музыкантами ритм-энд-блюза в названиях и текстах песен. Да и сама манера танцевать под R&B была, очевидно, той же, что в танце "буги", явившимся продолжением модного в 30-е годы "джиттербага" (Jitterbug).

Говоря о ситуации, в которой возник R&B, нельзя не упомянуть о существовании черной коммерческой поп-музыки, более мягкой, лирической, мелодичной, построенной на опереточных или джазовых гармониях и ориентированной на привилегированную часть негритянского общества США, а также на белую аудиторию.
Очень распространены были вокальные квартеты или трио, выступавшие с ритм-группой и без нее, иногда служившие фоном известному солисту. Их репертуар содержал, как правило, облегченные обработки негритянских или джазовых мелодий, популярных песен из кинофильмов.

В аранжировках нередко использовались одни и те же слоги, помогавшие ритмичнее петь риффы (Riff), т.е. повторящиеся ритмико-мелодические рисунки. Эти слоги и дали название музыке такого рода: "ш-ш-ши бум" (Sh-Sh-Shi-boom), или "ду-уоп" ( doo-woр ).

Возникновение вокальных групп и постепенный перенос центра внимания с инструменталиста на певца в сфере развлекательной музыки можно считать следствием ряда социально-экономических процессов, наблюдавшихся в США в 40-е годы. Во-первых, произошли серьезные изменения в индустрии пластинок. Кроме того, на грани 40-х и 50-х годов в США резко возросла роль диск-жокеев на многочисленных FM-радиостанциях малого радиуса действия.
Развитие гибкой индустрии звукозаписи позволило диск-жокеям делать свои программы все более актуальными, а значит, и влиятельными в сфере бизнеса.
Из простого конферансье диск-жокей постепенно превращался в комментатора, затем и в законодателя моды, становясь одним из вершителей судеб музыкантов.
В мире профессиональных исполнителей и авторов возникло естественное недовольство тем, что какие-то выскочки с дурным вкусом приобретают ощутимое влияние на общественное мнение. Недовольство переросло в открытую борьбу.

Профсоюзы музыкантов стали требовать дополнительной оплаты разовых трансляций пластинок по радио, а также контроля за качеством пропагандируемого материала. Боясь потерять поддержку профсоюзов, исполнители нередко искали окольные пути и пытались записываться за пределами США, иногда даже под чужими именами.

Одним из последствий этого периода стало то, что массовый слушатель переключил свое внимание на вокалистов, тем более что количество чисто вокальных коллективов (дуэтов, трио, квартетов) значительно возросло. Многие вокалисты даже научились имитировать голосом инструментальный аккомпанемент, в частности, контрабас или ударные. Отсюда и такие термины, как "ду-уоп" или "ш-ши бум".

Популярные эстрадные негритянские вокалисты 40-50-х годов были в разной степени связаны с джазом и с R&B, не являясь чистыми представителями этих жанров, а будучи скорее интерпретаторами. В свое время они сыграли определенную роль в сближении белой и черной аудитории, раздвигая расовые перегородки в сфере популярной музыки.

В таких условиях R&B до начала 50-х годов оставался наиболее изолированным от белой аудитории видом негритянской музыки.
Но его актуальность и популярность выросли до такой степени, что узкие рамки гетто уже не могли сдерживать само явление.
 
R&B танцы.
Мир меняется прямо на глазах. И только мода на «РИТМ’ЭНД’БЛЮЗ», как по-настоящему «вечная» ценность, не меркнет со временем.
Этот стиль занимает в современной молодежной массовой культуре ведущее место. Группы и отдельные исполнители, танцующие и поющие под него, - лидеры музыкальных хит-парадов. 

R&B – это целый пласт новой культуры (музыка, танец, одежда, затрагиваемые темы жизни, клубы).

R&B - это авангард музыкальной и танцевальной моды. Его отцами по праву являются Мадди Уотерс, Би Би Кинг, Бадди Гай и Джон Ли Хукер.
Считается, что R&B оформился как самостоятельный стиль в 40-ых годах 20-го века в Америке, как облегчённо-танцевальная альтернатива обычному блюзу. С тех пор это направление хранит пальму первенства среди молодежных танцевальных стилей. Это и не удивительно, ведь он является поводом доброй половины модных тусовок и дискотек как в России, так и за ее пределами.

Сегодня музыка R&B - это смесь различных музыкальных стилей, таких как: hip-hop, funk и locking.

Танец R&B - смесь танцевальных стилей kramp и wavestorm. W.Robson - человек, внесший огромный вклад в технику танца. Автор хореографии брата и сестры Jackson, благодаря которым сегодня весь мир передвигается "лунной походкой" и " волнами".

Сегодня процветание R&B определили Jennifer Lopes, Bretney Spears, Five и другие, принося колоссальную прибыль и популярность лейблам в Европе и Северной Америке. Они исполняют R&B и на концертах, и в клипах. Назову самых известных исполнителей, в клипах которых мы видим танцевальные комбинации под музыку R'n'B: Usher, Missy Sixty, Jay-Z, India. Arie, B2K, Mariah Carey, Jastin Timberlake, Janet Jakson.
 
R&B в России.
Стиль популярен и у нас, в России. Все уважающие себя развлекательные клубы подчинились музыкальным веяниям и проводят в отдельные дни R&B-вечеринки. Прежде чем заглянуть на одну из них, я решила подкрепить теорию практикой и отправилась в танцевальную школу на урок R&B.
В зале, оживленно приветствуя друг друга, собрались девушки и даже несколько молодых людей.

Соответствующее уроку настроение появилось сразу же, как только началась танцевальная разминка. Под любимую музыку наклон головы, движение плечом и рукой – это не просто элементы, это начало пластичного и сексуального танца. Дальше – плавные выпады, выпрыгивания с легким и мягким (вне зависимости от весовой категории) приземлением на одну или обе ноги. Повторяем сначала – и в нашем репертуаре вполне достойный набор движений.

Парням, активно участвующим в разучивании номера, движения даются, конечно, не так легко… Не прошло и получаса – а с них уже сошел не один пот… Но они считают, что это даже здорово: «Мы не только учимся танцевать, но и тренируем сердце, потягиваем силуэт».
 - Молодым людям на первых парах не хватает гибкости и пластичности… Но если очень стараться, можно добиться небывалых результатов, - рассказывает Лиля - тренер этого танцевального класса.

Довольны занятиями и девушки. Уроки R&B для них – это, кроме основной задачи – научиться танцевать, возможность найти новых друзей, чтобы, например, вместе пойти на танцевальную вечеринку.

В общем, группа, как мне показалась, интересно смотрится и, главное, очень эмоционально и увлеченно танцует.
Наслаждаясь R&B, мы получаем удовольствие от замысловатого переплетения hip-hop, locking, pops, funk, приперченного легким ароматом так называемой «черной культуры». Так что, свободное и невероятно пластичное движение тела на вечеринке можно назвать ритм’энд’блюзом с большой долей условности, даже если все «па» используются грамотно. Танец R&B имеет собственное специфическое движение – так называемый «кач». Технически «кач» вызывается изолированным напряжением мышц живота, в то время как остальные мышцы тела расслаблены и производят впечатление развязности, беззаботности танцора.

MTV-культура обеспечила R’n’B статус самого востребованного танцевального направления в России. С одной стороны, это только подтверждает достоинства стиля. С другой - такая популярность R'n'B чревата одинаковостью танцев, которые научаются танцевать посетители студий. Хореографические возможности R'n'B широки, однако эстетика движений стиля, их характер уже сегодня могут показаться однообразными даже в самой изощренной постановке и импровизации.